Стратегия ликвидации туберкулеза предусматривает универсальный доступ к исследованию на лекарственную чувствительность (ТЛЧ)1. Тем не менее только 39 % из примерно 448 000 случаев с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ) были зарегистрированы в 2018, и только 32 % из них были приняты на лечение.2 В 2017 году только 50 % случаев МЛУ или рифампицин-устойчивого ТБ были исследованы на устойчивость к фторхинолонам и инъекционным препаратам второй линии.
В то же время ВОЗ публикует новые данные и рекомендации по лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза, выступая за использование новых схем приема пероральных лекарств, требующих проведения ТЛЧ.4,5 Также рост случаев моноустойчивости к изониазиду среди больных туберкулезом требует выполнения надежных молекулярных диагностических тестов.
Однако на данный момент для молекулярных тестов, рекомендованных ВОЗ для молекулярного ТЛЧ, требуются высокая бактериальная нагрузка в образце, специализированное лабораторное оборудование, хорошо обученные сотрудники2 и длительное время до получения результата.
Решение
Мир нуждается в быстром молекулярном ТЛЧ, способном выявлять устойчивость к наиболее распространенным препаратам первой и второй линии с применением подхода, который не требует сложных навыков или лабораторного оборудования.6
Идеальный тест мог бы обеспечить медицинским работникам качество результатов внелабораторных исследований на уровне тестов эталонных лабораторий и децентрализованных медицинских учреждений, а также предоставил бы возможность оказания надлежащей помощи большему количеству пациентов.